Для выявления критериев ассортиментной идентификации муки пшеничной необходимо сформировать экспертную группу. Точность групповой экспертной оценки зависит от числа экспертов в группе. В теории, чем больше группа, тем выше точность и достоверность оценки, но с увеличением количества экспертов увеличиваются затраты на проведение экспертизы и появляется сложность в согласовании мнения экспертов. В зависимости от целей экспертизы количество участников группы может быть от 5 до 15 человек. Для целей нашей экспертизы было решено сформировать группу из 7 человек.
Экспертизу проводят специально подготовленные люди – эксперты, к ним предъявляются определенные требования. Эксперт должен соответствовать следующим требованиям: независимость, компетентность, опыт работы, личные качества.
Независимость эксперта означает отсутствие зависимости от изготовителей, продавцов и потребителей продукции, а также организаций, в которых проводится экспертиза. Условия работы эксперта должны исключать возможности коммерческого, финансового, административного и иного воздействия на результаты экспертной оценки.
Компетентность
эксперта обеспечивается наличием профессионального образования в определенной области, соответствующей его экспертной деятельности, а также специальными знаниями.
Компетентность экспертов поддерживается путем систематического участия в экспертизах товаров, самостоятельного обучения с помощью учебной, научной и справочной литературы в области средств, методов и организации экспертизы, а также повышения квалификации в учреждениях дополнительного образования.
К необходимым личным качествам относятся объективность, ответственность, непредвзятость (непредубежденность) и принципиальность. Эти качества необходимо иметь эксперту для соблюдения принципов, положенных в основу экспертизы, а также для выполнения возложенных на него задач.
Компетентность эксперта можно проверить путем проведения самооценки посредством заполнения специальных анкет. Образец анкеты приведен в приложении Б.
При составлении анкеты учитывались следующие требования:
- постановка четко сформулированных вопросов, которые не должны иметь двусмысленного характера и требовать больших дополнительных пояснений;
- понимание экспертом задаваемых ему вопросов с помощью необходимого инструктажа, а в отдельных случаях и предварительного, тренировочного опроса;
- единообразие в составлении анкет и пояснительных записок для облегчения работы с ними;
Но, как известно, самооценка несет в себе долю субъективности. Для снижения субъективности самооценку проводят дифференцированно, что повышает точность результатов. Для этого показатель самооценки определяется как функция двух коэффициентов: знакомства и аргументированности. В предложенной анкете самооценки эксперт отмечает регулярность чтения источников информации и степень знакомства с оцениваемой продукцией.
В процессе обработки результатов каждому пункту анкеты был присвоен определенный коэффициент весомости, степень знакомства также имела свою оценку. Самооценка вычисляется по формуле 1
Ксам.э.=SМэКэ, (1)
где К сам. э.— коэффициент самооценки i-го эксперта;
Мэ — весомость показателей информированности и знакомства;
Кэ — оценка, зависящая от степени информированности и степени знакомства.
На примере данных таблицы 2 проиллюстрируем расчет самооценки.
Таблица 2 – Данные самооценки эксперта 1.
Источники информации |
Регулярность чтения | ||||
Весомость показателей |
Часто и регулярно К =10 |
Часто но не регулярно К =7,5 |
Редко К=2 |
Не читаю К=0 | |
1 Отечественная и зарубежная литература |
0,1 |
+ | |||
2 Нормативная документация на оцениваемую продукцию |
0,2 |
+ | |||
3 Периодические издания по данному вопросу |
0,13 |
+ | |||
4 Фирменная информация (каталоги, проспекты и др) |
0,1 |
+ | |||
1 Непосредственное знакомство с образцами данной продукции, её потребление |
0,12 |
+ | |||
2 Участие в экспертизах данной продукции |
0,14 |
+ | |||
3 Знакомство с вопросами производства данной продукции (опыт работы на предприятиях и пр.) |
0,1 |
+ | |||
4 Научно-исследовательские познания данной темы (научно-исследовательская деятельность в данной области, написание работ) |
0,11 |
+ |
Материалы по теме:
Подбор холодильного оборудования
Для кратковременного хранения продукции устанавливаются холодильные камеры и холодильные шкафы. Устанавливают их, в основном в заготовочных цехах или рядом с ними. Основным холодильным оборудованием производственных цехов являются холодильные шкафы, сборно-разборные камеры и охлаждаемые емкости в с ...
Товароведная характеристика пива
Ассортимент пива
разделяют в зависимости от рецептуры и технологии изготовления на два типа: светлые и темные. Светлые виды пива имеют янтарный цвет и хмельной вкус, темные - коричневый цвет и солодовый вкус. Отдельные виды пива отличаются по органолептическим показателям, массовой частицей сухих в ...
Технология приготовления и ассортимент шашлыков
Технологический процесс приготовления шашлыков одинаков – нарезают мясо, затем маринуют в течение двух-трех часов. Затем куски мяса нанизывают на шампур вперемежку с репчатым луком, нарезанным кольцами. Жарить шашлык нужно над горячими, без пламени, углями в течение 15–20 минут, поворачивая вертел, ...